1. Что такое режиссерский сценарий? Режиссерский сценарий (РС) — это библия события. В нем детально описаны все действия, происходящие в шоу, а также определена их взаимосвязь и привязка ко времени, пространству и службам, задействованным в шоу. Подчеркиваю: РС — это документ РПГ, он касается только сценического действия. В нем нет клининга, логистики гостей/зрителей и т.п. Это прописывается в других документах, которые по неопытности часто плодятся в несметных количествах.
РС бывает общий и в адаптациях для отдельных служб, которые всегда делаются только на основе общего сценария и актуализируются вместе с ним.
2. Зачем он нужен? - Логично, что он нужен как руководство к синхронным и слаженным действиям всех служб на проекте;
- Именно на этапе РС вы должны окончательно финализировать бюджет проекта, поскольку только в РС вы видите все событие целиком, со всеми деталями, которые не были учтены до этого;
- Он нужен для вас. И это — самое главное. Даже если никто не будет читать РС (что случается сплошь и рядом), он необходим вам, чтобы у себя в голове собрать шоу в единое целое.
3. Существует ли правильний шаблон или стандарт режиссерского сценария? Нет. По крайне мере мне не попадался. Свой стандарт я сделал на основе опыта, здравого смысла и множества виденных мной вариаций этого документа. Тем не менее, существуют базовые вещи, обязательные для этого документа, которые и делают его тем, что он есть. В моей версии они учтены.
4. А что такое монтажный лист? В трудах И.М. Туманова режиссерский сценарий называется «монтажный лист». Также уместна отсылка к «Монтажу аттракционов» Эйзенштейна, что подчеркивает «киношную» природу этого документа. В сущности, это одно и то же название одного документа, но для себя я ввел одно существенное отличие: монтажный лист более подробный, ему присуща абсолютная детализация действия, наподобие раскадровки в кино.
5. Как составлять режиссерский сценарий? РС составляется на основе концепции, замысла, смыслового каркаса, литературного сценария, тайминга и сценарного плана. Именно в таком порядке, и это упрощенно. Конечно, можно начать откуда угодно, здесь правил нет, но удобнее и (как ни странно) быстрее именно так.
6. Что в него вообще писать? Все то, что вам нужно для понимания взаимосвязей действий в шоу. Главное — это точность и детализация. Режиссерский сценарий — это привязка идей к действию, действия — к движению, а движения — к пространству. И привязка эта должна быть конкретной, измеримой. Это надо понять, попробовать, потом понять еще раз и снова писать. Практика здесь совершенно необходима.
7. Какие еще бывают документы? Не надо путать РС с графиками, таймингами и кучей других возможных документов. Помимо РС, у вас должны быть:
- Концепция
- Смысловой каркас
- Описание замысла
- Литературный сценарий
- Сценарный план
- Менеджерский тайминг
- Режиссерский тайминг
- Режиссерская экспликация
- Графики монтажей/заездов/репетиций и т.д.
- Контактный лист
- Таблицы обо всем на свете…
8. Что должно быть и не должно быть в режиссерском сценарии? В РС должно быть только то, что относится к сценическому действию, и только к нему. Не нужно писать туда слова ведущих, если они ни на что не влияют. Не нужно писать, что делают хэлперы в гримерках, если это также не имеет никакого значения. Короче, не пишите ничего лишнего. Чем больше вы напишите — тем меньше шансов, что это вообще кто-то прочтет. РС — это не сводная таблица проекта (такая тоже может быть), это конкретный документ с конкретной функцией.
9. Что читать на эту тему? И.М. Туманов — «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта», 1976.
С.М. Эйзенштейн — «Монтаж аттракционов», 1923.
И.Б. Шубина — «Драматургия и режиссура зрелища», 2006.
А.Г. Сеченов — «Шоу — это жизнь», 2021.