Создание идей
Часть 1
Почти половина всех моих набросков так или иначе посвящена идеям. Наверное, это одна из главных тем (а может и самая) в творческой деятельности вообще и в создании шоу и событий в частности. Говорить и писать об этом можно почти бесконечно, от этого страшно, но нужно начинать.

И начну я с синдрома самозванца и неуверенности в себе. Что-то мне подсказывает, что большая часть людей творческих профессий так или иначе с этим сталкивается, живет и пытается бороться. Я не являюсь исключением. Психологически все справляются по-своему, а практические подходы у многих схожи: Pinterest, «насмотренность», «делать не хуже или как минимум так же», фанатичное чтение профессиональной литературы. Попытки «стать лучше». В неумеренных дозах (а в борьбе никогда нет меры) вышеперечисленное ведет к депрессии, бессоннице и еще большей неуверенности в себе. А бесконечное чтение и прохождение курсов имеет мало практического смысла, потому что спустя месяц без практики выученного и перечитывания конспектов (а ни того, ни другого как правило нет) вы в лучшем случае вспомните только то, что реально отозвалось или повторилось в массе других книг. Вы читаете, читаете, читаете, и конца тем книгам нет, но прорыва не происходит. А повышение «насмотренности», о которой все говорят, ведет к копированию, огорчению («конечно, откуда у нас такой бюджет?»), отсутствию творческого мышления и в редких случаях к реальному профессиональному росту, и то только в случае правильно отношения к этому процессу, когда есть диалог, а не поиск готовых решений.

Дальше приходит вполне очевидная мысль: применять полученные/подсмотренные знания на практике. Допустим, вы отличный ученик, прилежный, и все, что вы прочитали, вы яростно применяете на практике (читай «берете чужие идеи и применяете их в своей творческой деятельности»). Ремесленные навыки повышаются, вроде все становится стройнее, концепции крепче, динамичнее, но самозванец никуда не уходит. И высокие идеи не приходят. Получается красивая картинка, бодрый сценарий, классная презентация. Продается. Покупают. И все. Удовлетворения нет, и даже начинает казаться, что так и должно быть (потому что времени вообще мало, новый проект, где тут думать, и я же «все-сука-делаю-как-написано»).

Оговорка. Читать профессиональную литературу и повышать насмотренность необходимо. Обязательно. Это основы, база, приемы, инструменты, наборы ремесленных трюков. Можно делать мизансцены интуитивно, но лучше, когда в твоем арсенале массе уже известных решений, и ты компонуешь их, внося что-то свое. В детстве нас учат читать и писать, чтобы уметь читать и писать. Но что читать и что писать — мы решаем сами. Никто не учил писать Набокова так, как он написал «Дар». Он взял базовый инструмент и пошел дальше.

Знания из профессиональной литературы — те же инструменты, когда-то необходимые, а когда-то — нет. Важно четко понимать функцию этого чтения и свое к этому отношение. В конце концов, такие книги вы читаете для чего-то. И если вы читаете их, чтобы найти ответ на вопрос «как это сделать?» — вы никогда не перестанете читать (и смотреть Pinterest), и действие ваши будут бегом по кругу на одном месте в попытке убежать от тени самозванца. Правильный вопрос — «Как это можно делать?».

Профессиональная литература о творчестве — это как беседа с умным человеком. С ним классно поговорить. Он много чего расскажет. Но это всегда должен быть диалог, а не научение. Возможно, поэтому я и не делаю курсов, а предпочитаю личные консультации. Боюсь, что кто-то воспримет мои слова как догму, как правило, что в творчестве недопустимо. Я уже говорил, что не хочу учить, но хочу быть тем, у кого можно чему-то научиться.

Поиск идеи начинается с веры в то, что вы вообще имеете право высказать свою идею. Без оценок и без страха. Это не поиск в книгах или чужих проектах. Это всегда поиск в себе, и только в себе. Поняв этот базовый принцип, который почему-то редко трактуется так буквально, можно и нужно переходить к практике.

Продолжение следует…

Создание идей
Часть 1
Почти половина всех моих набросков так или иначе посвящена идеям. Наверное, это одна из главных тем (а может и самая) в творческой деятельности вообще и в создании шоу и событий в частности. Говорить и писать об этом можно почти бесконечно, от этого страшно, но нужно начинать.

И начну я с синдрома самозванца и неуверенности в себе. Что-то мне подсказывает, что большая часть людей творческих профессий так или иначе с этим сталкивается, живет и пытается бороться. Я не являюсь исключением. Психологически все справляются по-своему, а практические подходы у многих схожи: Pinterest, «насмотренность», «делать не хуже или как минимум так же», фанатичное чтение профессиональной литературы. Попытки «стать лучше». В неумеренных дозах (а в борьбе никогда нет меры) вышеперечисленное ведет к депрессии, бессоннице и еще большей неуверенности в себе. А бесконечное чтение и прохождение курсов имеет мало практического смысла, потому что спустя месяц без практики выученного и перечитывания конспектов (а ни того, ни другого как правило нет) вы в лучшем случае вспомните только то, что реально отозвалось или повторилось в массе других книг. Вы читаете, читаете, читаете, и конца тем книгам нет, но прорыва не происходит. А повышение «насмотренности», о которой все говорят, ведет к копированию, огорчению («конечно, откуда у нас такой бюджет?»), отсутствию творческого мышления и в редких случаях к реальному профессиональному росту, и то только в случае правильно отношения к этому процессу, когда есть диалог, а не поиск готовых решений.

Дальше приходит вполне очевидная мысль: применять полученные/подсмотренные знания на практике. Допустим, вы отличный ученик, прилежный, и все, что вы прочитали, вы яростно применяете на практике (читай «берете чужие идеи и применяете их в своей творческой деятельности»). Ремесленные навыки повышаются, вроде все становится стройнее, концепции крепче, динамичнее, но самозванец никуда не уходит. И высокие идеи не приходят. Получается красивая картинка, бодрый сценарий, классная презентация. Продается. Покупают. И все. Удовлетворения нет, и даже начинает казаться, что так и должно быть (потому что времени вообще мало, новый проект, где тут думать, и я же «все-сука-делаю-как-написано»).

Оговорка. Читать профессиональную литературу и повышать насмотренность необходимо. Обязательно. Это основы, база, приемы, инструменты, наборы ремесленных трюков. Можно делать мизансцены интуитивно, но лучше, когда в твоем арсенале массе уже известных решений, и ты компонуешь их, внося что-то свое. В детстве нас учат читать и писать, чтобы уметь читать и писать. Но что читать и что писать — мы решаем сами. Никто не учил писать Набокова так, как он написал «Дар». Он взял базовый инструмент и пошел дальше.

Знания из профессиональной литературы — те же инструменты, когда-то необходимые, а когда-то — нет. Важно четко понимать функцию этого чтения и свое к этому отношение. В конце концов, такие книги вы читаете для чего-то. И если вы читаете их, чтобы найти ответ на вопрос «как это сделать?» — вы никогда не перестанете читать (и смотреть Pinterest), и действие ваши будут бегом по кругу на одном месте в попытке убежать от тени самозванца. Правильный вопрос — «Как это можно делать?».

Профессиональная литература о творчестве — это как беседа с умным человеком. С ним классно поговорить. Он много чего расскажет. Но это всегда должен быть диалог, а не научение. Возможно, поэтому я и не делаю курсов, а предпочитаю личные консультации. Боюсь, что кто-то воспримет мои слова как догму, как правило, что в творчестве недопустимо. Я уже говорил, что не хочу учить, но хочу быть тем, у кого можно чему-то научиться.

Поиск идеи начинается с веры в то, что вы вообще имеете право высказать свою идею. Без оценок и без страха. Это не поиск в книгах или чужих проектах. Это всегда поиск в себе, и только в себе. Поняв этот базовый принцип, который почему-то редко трактуется так буквально, можно и нужно переходить к практике.

Продолжение следует…