Смысловой каркас
Мой любимейший документ, который я составляю для каждого режиссерского проекта. Ибо без смысла — смысла нет.

Начнем немного издалека. Что есть сценарий? Как пишет Сеченов (и я с ним согласен), сценарий — это доказательство вашей идеи. Если угодно посложнее, это детализация сверхзадачи и авторской концепции через достижение художественно-педагогической цели. Короче, через сценарий вы рассказываете то, что хотите сказать, и должны сделать это так, чтобы вас поняли и/или почувствовали.

Даже если вы не ставите задачу донести какую-то конкретную мысль, ваши действия все равно должны быть подчинены смыслу («замыслу»). Сверхзадача для этого и придумана. Если не мысль, то чувство. Что-то должно быть обязательно.

Памятка: сверхзадача — это то, ради чего создается художественное произведение, актерский или художественный образ. Очень часто (а может быть, и всегда) сверхзадачей является режиссерский замысел, когда режиссер индивидуально трактует какое-либо произведение и/или событие, мысль.

Смысловой каркас — это описание смыслов и реакций аудитории для каждого блока и эпизода (подумайте про связь «стимул-реакция»). По сути, это зафиксированные сценические задания. Именно в СК кроется ответ на вопрос «а почему здесь будет вот это?». Смысловой каркас пишется всегда до начала работы над основным сценарием и после определения темы, идеи, концепции и сверхзадачи. Попробуйте сделать наоборот, и вы увидите, как много бессмысленных действий и просто «номеров» заполняют ваше действие. Поверьте, зритель это прекрасно чувствует, хоть и не всегда может выразить словами. Он просто ощущает, что событие — говно, и его изо всех сил пытаются спасти только величественные декорации за очень дорого (зачастую тоже бессмысленные, но это уже тема сценографии). И раз уж мы заговорили про подмену зрительских реакций на суррогат, нельзя не сказать про алкоголь. Ваши события — не банные проститутки, и степень их красоты и изящества не должны определятся количеством выпитого. Алкоголь нужен для атмосферы, но он не может служить определяющим фактором «на выходе».

Не нужно путать СК с описанием эмоций зрителей в том или ином эпизоде. Это так так называемая «карта эмоций», она часто дополняет смысловой каркас, но никогда не является его целью.

И конечно, это не тема, не идея и точно не концепция. Вообще, судя по вопросам на консультациях и лекциях, эти вещи часто путают. И в этой путанице кроется очень много проблем, но это отдельная тема. Я всегда говорю, что режиссура и создание шоу — это не так сложно, как мы привыкли считать. Сложно тогда, когда действуешь только интуитивно.

Составляется документ в виде таблицы из трех столбцов: «эпизод/блок», «смысл», «реакция». Все. Ничего сложного.

Смысловой каркас
Мой любимейший документ, который я составляю для каждого режиссерского проекта. Ибо без смысла — смысла нет.

Начнем немного издалека. Что есть сценарий? Как пишет Сеченов (и я с ним согласен), сценарий — это доказательство вашей идеи. Если угодно посложнее, это детализация сверхзадачи и авторской концепции через достижение художественно-педагогической цели. Короче, через сценарий вы рассказываете то, что хотите сказать, и должны сделать это так, чтобы вас поняли и/или почувствовали.

Даже если вы не ставите задачу донести какую-то конкретную мысль, ваши действия все равно должны быть подчинены смыслу («замыслу»). Сверхзадача для этого и придумана. Если не мысль, то чувство. Что-то должно быть обязательно.

Памятка: сверхзадача — это то, ради чего создается художественное произведение, актерский или художественный образ. Очень часто (а может быть, и всегда) сверхзадачей является режиссерский замысел, когда режиссер индивидуально трактует какое-либо произведение и/или событие, мысль.

Смысловой каркас — это описание смыслов и реакций аудитории для каждого блока и эпизода (подумайте про связь «стимул-реакция»). По сути, это зафиксированные сценические задания. Именно в СК кроется ответ на вопрос «а почему здесь будет вот это?». Смысловой каркас пишется всегда до начала работы над основным сценарием и после определения темы, идеи, концепции и сверхзадачи. Попробуйте сделать наоборот, и вы увидите, как много бессмысленных действий и просто «номеров» заполняют ваше действие. Поверьте, зритель это прекрасно чувствует, хоть и не всегда может выразить словами. Он просто ощущает, что событие — говно, и его изо всех сил пытаются спасти только величественные декорации за очень дорого (зачастую тоже бессмысленные, но это уже тема сценографии). И раз уж мы заговорили про подмену зрительских реакций на суррогат, нельзя не сказать про алкоголь. Ваши события — не банные проститутки, и степень их красоты и изящества не должны определятся количеством выпитого. Алкоголь нужен для атмосферы, но он не может служить определяющим фактором «на выходе».

Не нужно путать СК с описанием эмоций зрителей в том или ином эпизоде. Это так так называемая «карта эмоций», она часто дополняет смысловой каркас, но никогда не является его целью.

И конечно, это не тема, не идея и точно не концепция. Вообще, судя по вопросам на консультациях и лекциях, эти вещи часто путают. И в этой путанице кроется очень много проблем, но это отдельная тема. Я всегда говорю, что режиссура и создание шоу — это не так сложно, как мы привыкли считать. Сложно тогда, когда действуешь только интуитивно.

Составляется документ в виде таблицы из трех столбцов: «эпизод/блок», «смысл», «реакция». Все. Ничего сложного.