Кто такой продюсер?
И как не родить уродца
Cлово мне никогда не нравилось. Во времена моей юности понятие «продюсер» традиционно ассоциировалось в лучшем случае с чем-то сугубо коммерческим, а в худшем — с каким-то блядством.

Прошли годы, слово стало модным, и теперь каждый второй — продюсер. Так сложилось, что и я тоже. Но называться продюсером не значит быть им. Не стоит использовать слова только потому что они модные. За неверным пониманием значения следует неверное понимание роли, хреновая работа, нервы и дерьмовый результат.

Сдается мне, слово «продюсер» имеет столько же толкований (в большинстве неверных), как и слово «иммерсивный». И если человек приходит в event-индустрию, он почему-то сразу называет себя event-продюсером. Я не претендую на абсолютную истину, но вкладываю в это слово достаточно объемный смысл и считаю необходимым поделиться своим пониманием вопроса.

Продюсер — производитель, от английского «to produce» (производить). В широком смысле продюсер — это производитель конечного творческого продукта.

Понятие продюсирования универсально, оно присутствует практически всех творческих и креативных индустриях, и в зависимости от индустрии, проекта и самого продюсера его роль и задачи разнятся.

Самый знаменитый продюсер — это кинопродюсер. Наверное, потому что кино — это самое популярное искусство. Но не стоит думать, что продюсеры начались с кино. Поскольку продюсер — это скорее роль, чем профессия, можно совершенно точно сказать, что импрессарио, антерпренеры и прочие организаторы творческих событий — продюсеры. Ярчайший пример — Дягилев.

Продюсеры бывают генеральными, исполнительными, креативными и разными другими, не будем вдаваться в подробности. Они отличаются зонами ответственности и компетенциями.

Очень частно понятие продюсер ассоциируется с коммерцией. Это не всегда так, но, тем не менее, обеспечение коммерческой эффективности проекта (если таковая предусмотрена) является одной из ключевых задач продюсера, помимо финансового контроля проекта в целом. За деньги от начала и до конца отвечает продюсер, как и за весь проект в целом. Хотя и не везде: в музыкальном бизнесе продюсер в основном занимается музыкой и музыкантами, а менеджер отвечает за остальное. Если любопытно, почитайте опус Рика Рубина.

Продюсер может быть как инициатором проекта, так и работать над продуктом, идея создания которого принадлежит кому-то другому. В данном случае продюсера нанимают для его создания.

В любом случае, ключевая задача продюсера — создать, запустить и донести до аудитории творческий продукт.

И здесь появляется важнейший нюанс. Продюсер — не менеджер в прямом смысле слова, хотя их функции часто могут пересекаться. Он может им быть (может быть и режиссером, и сценаристом), но по определению — нет. Согласно Роднянскому, продюсер - это «тот, кто находит способы реализовать идею». Какими способами он это сделает и какие роли на себя возьмет — решать ему. И ему же брать на себя ответственность за свое решение, потому что от этого напрямую зависит качество продукта и конечный результат. Хапнешь больше, чем можешь сожрать — будет беда. Я так делал, больше не буду.

Говоря об индустрии событий и шоу, возникает логичный вопрос: в чем же разница между «продюсером», «организатором» или «менеджером»? Из общепринятой практики получается, что зачастую ни в чем: все пытаются сделать все. Это рабочая схема, она имеет право на жизнь. Но это не значит, что это хорошо. Потому что это плохо. Давайте разбираться.

Главное отличие, на мой взгляд, — в степени ответственности и компетенций. Продюсер отвечает за весь проект целиком и за каждый его этап. Вообще за каждый. Он обязан обладать необходимыми навыками и знаниями, чтобы делать свою работу эффективно. Юный менеджер 18-ти лет, пройдя курс «event-продюсер c нуля», очень хочет быть продюсером. Но это сложно, потому что нет знаний и опыта. Я не говорю, что это невозможно. Все зависит от того, готов ли он взять на себя всю ответственность с четким пониманием того, что задача будет решена наилучшим образом. Важно понимать цель и трезво оценивать свои возможности. Поэтому желательно сначала пройти путь менеджера, прежде чем примерять роль продюсера, как минимум потому, что продюсер должен четко знать и понимать все процессы внутри проекта. Круг его задач никогда не ограничен, но при этом крайне широк. Конца не видно.

Продюсер — не режиссер (хотя и может им быть). Режиссер отвечает за творческое воплощение идеи, его взаимоотношения с продюсером могут быть различными в зависимости от проекта.

Менеджер или организатор (в нашей индустрии эти понятии идентичны на 85%) должен обладать компетенциями для выполнения конкретных задач. Важно: именно конкрентных задач в рамках всего проекта. Задачу ему должен ставить продюсер, менеджер не должен отвечать за весь проект, его ответственность — только в рамках поставленной задачи.

Продюсер и менеджер нужны друг другу, потому что их связь нужна проекту. На коммерческих проектах клиенты (заказчики) часто этого не понимают. Им кажется, что нанятый ими человек, вне зависимости от его реального опыта и знаний, должен сделать все. И человек делает. Пытается сделать. Потом все удивляются, почему так плохо получается, или же привыкают к определенному (зачастую крайне низкому) качеству.

Лично я предпочитаю брать на себя только одну роль в проекте. Либо продюсер, либо режиссер. Редко я их совмещаю, и только в том случае, если на проекте работаю с достаточным количеством проверенных менеджеров, на которых могу положиться. Иначе можно родить уродца, потому что в работе по ночам нет ничего хорошего. Да, романтика есть, но результат дерьмо.

Теперь конкретно.

Обязанности продюсера:

  1. Профессионально привлекать, организовывать и распоряжаться ресурсами (всеми ресурсами, включая финансовые);
  2. Планировать план производства и контролировать его выполнение;
  3. Формировать и грамотно управлять командой по разработке проекта, в том числе и творческой, распределяя задачи и зоны ответственности;
  4. Нести полную ответственность за конечный результат.

Компетенции продюсера:

  1. Знание всех этапов производства проекта, над которым он работают, включая все тонкости и специфику;
  2. Знание индустрии, достаточный опыт работы;
  3. Управленческие навыки;
  4. Понимание законов рынка и маркетинга в выбранной индустрии;
  5. Финансовая грамотность;
  6. Понимание психологии зрителей, клиентов и участников команды;
  7. Коммуникабельность;
  8. Ведение переговоров;
  9. Общая широкая насмотренность, творческий вкус, образованность;
  10. Самое главное - это способность сформировать и управлять творческой группой людей.

Обязанности менеджера:

  1. Создавать благоприятные условия и обеспечивать всеми необходимыми ресурсами процесс производства проекта;
  2. Выполнять все необходимые задачи в рамках вверенной ему зоны ответственности.

Безусловно, мое описание достаточно поверхностно, но я постарался передать суть. Как уже было сказано, роль продюсера универсальна. Она всегда определена выбором, опытом и готовностью отвечать за принятые решения. И если копнуть глубже, то мы все является продюсерами своей жизни, потому что только мы несем за нее ответственность. И это единственный проект, где не стоит ничего делегировать.
Кто такой продюсер?
И как не родить уродца
Cлово мне никогда не нравилось. Во времена моей юности понятие «продюсер» традиционно ассоциировалось в лучшем случае с чем-то сугубо коммерческим, а в худшем — с каким-то блядством.

Прошли годы, слово стало модным, и теперь каждый второй — продюсер. Так сложилось, что и я тоже. Но называться продюсером не значит быть им. Не стоит использовать слова только потому что они модные. За неверным пониманием значения следует неверное понимание роли, хреновая работа, нервы и дерьмовый результат.

Сдается мне, слово «продюсер» имеет столько же толкований (в большинстве неверных), как и слово «иммерсивный». И если человек приходит в event-индустрию, он почему-то сразу называет себя event-продюсером. Я не претендую на абсолютную истину, но вкладываю в это слово достаточно объемный смысл и считаю необходимым поделиться своим пониманием вопроса.

Продюсер — производитель, от английского «to produce» (производить). В широком смысле продюсер — это производитель конечного творческого продукта.

Понятие продюсирования универсально, оно присутствует практически всех творческих и креативных индустриях, и в зависимости от индустрии, проекта и самого продюсера его роль и задачи разнятся.

Самый знаменитый продюсер — это кинопродюсер. Наверное, потому что кино — это самое популярное искусство. Но не стоит думать, что продюсеры начались с кино. Поскольку продюсер — это скорее роль, чем профессия, можно совершенно точно сказать, что импрессарио, антерпренеры и прочие организаторы творческих событий — продюсеры. Ярчайший пример — Дягилев.

Продюсеры бывают генеральными, исполнительными, креативными и разными другими, не будем вдаваться в подробности. Они отличаются зонами ответственности и компетенциями.

Очень частно понятие продюсер ассоциируется с коммерцией. Это не всегда так, но, тем не менее, обеспечение коммерческой эффективности проекта (если таковая предусмотрена) является одной из ключевых задач продюсера, помимо финансового контроля проекта в целом. За деньги от начала и до конца отвечает продюсер, как и за весь проект в целом. Хотя и не везде: в музыкальном бизнесе продюсер в основном занимается музыкой и музыкантами, а менеджер отвечает за остальное. Если любопытно, почитайте опус Рика Рубина.

Продюсер может быть как инициатором проекта, так и работать над продуктом, идея создания которого принадлежит кому-то другому. В данном случае продюсера нанимают для его создания.

В любом случае, ключевая задача продюсера — создать, запустить и донести до аудитории творческий продукт.

И здесь появляется важнейший нюанс. Продюсер — не менеджер в прямом смысле слова, хотя их функции часто могут пересекаться. Он может им быть (может быть и режиссером, и сценаристом), но по определению — нет. Согласно Роднянскому, продюсер - это «тот, кто находит способы реализовать идею». Какими способами он это сделает и какие роли на себя возьмет — решать ему. И ему же брать на себя ответственность за свое решение, потому что от этого напрямую зависит качество продукта и конечный результат. Хапнешь больше, чем можешь сожрать — будет беда. Я так делал, больше не буду.

Говоря об индустрии событий и шоу, возникает логичный вопрос: в чем же разница между «продюсером», «организатором» или «менеджером»? Из общепринятой практики получается, что зачастую ни в чем: все пытаются сделать все. Это рабочая схема, она имеет право на жизнь. Но это не значит, что это хорошо. Потому что это плохо. Давайте разбираться.

Главное отличие, на мой взгляд, — в степени ответственности и компетенций. Продюсер отвечает за весь проект целиком и за каждый его этап. Вообще за каждый. Он обязан обладать необходимыми навыками и знаниями, чтобы делать свою работу эффективно. Юный менеджер 18-ти лет, пройдя курс «event-продюсер c нуля», очень хочет быть продюсером. Но это сложно, потому что нет знаний и опыта. Я не говорю, что это невозможно. Все зависит от того, готов ли он взять на себя всю ответственность с четким пониманием того, что задача будет решена наилучшим образом. Важно понимать цель и трезво оценивать свои возможности. Поэтому желательно сначала пройти путь менеджера, прежде чем примерять роль продюсера, как минимум потому, что продюсер должен четко знать и понимать все процессы внутри проекта. Круг его задач никогда не ограничен, но при этом крайне широк. Конца не видно.

Продюсер — не режиссер (хотя и может им быть). Режиссер отвечает за творческое воплощение идеи, его взаимоотношения с продюсером могут быть различными в зависимости от проекта.

Менеджер или организатор (в нашей индустрии эти понятии идентичны на 85%) должен обладать компетенциями для выполнения конкретных задач. Важно: именно конкрентных задач в рамках всего проекта. Задачу ему должен ставить продюсер, менеджер не должен отвечать за весь проект, его ответственность — только в рамках поставленной задачи.

Продюсер и менеджер нужны друг другу, потому что их связь нужна проекту. На коммерческих проектах клиенты (заказчики) часто этого не понимают. Им кажется, что нанятый ими человек, вне зависимости от его реального опыта и знаний, должен сделать все. И человек делает. Пытается сделать. Потом все удивляются, почему так плохо получается, или же привыкают к определенному (зачастую крайне низкому) качеству.

Лично я предпочитаю брать на себя только одну роль в проекте. Либо продюсер, либо режиссер. Редко я их совмещаю, и только в том случае, если на проекте работаю с достаточным количеством проверенных менеджеров, на которых могу положиться. Иначе можно родить уродца, потому что в работе по ночам нет ничего хорошего. Да, романтика есть, но результат дерьмо.

Теперь конкретно.

Обязанности продюсера:

  1. Профессионально привлекать, организовывать и распоряжаться ресурсами (всеми ресурсами, включая финансовые);
  2. Планировать план производства и контролировать его выполнение;
  3. Формировать и грамотно управлять командой по разработке проекта, в том числе и творческой, распределяя задачи и зоны ответственности;
  4. Нести полную ответственность за конечный результат.

Компетенции продюсера:

  1. Знание всех этапов производства проекта, над которым он работают, включая все тонкости и специфику;
  2. Знание индустрии, достаточный опыт работы;
  3. Управленческие навыки;
  4. Понимание законов рынка и маркетинга в выбранной индустрии;
  5. Финансовая грамотность;
  6. Понимание психологии зрителей, клиентов и участников команды;
  7. Коммуникабельность;
  8. Ведение переговоров;
  9. Общая широкая насмотренность, творческий вкус, образованность;
  10. Самое главное - это способность сформировать и управлять творческой группой людей.

Обязанности менеджера:

  1. Создавать благоприятные условия и обеспечивать всеми необходимыми ресурсами процесс производства проекта;
  2. Выполнять все необходимые задачи в рамках вверенной ему зоны ответственности.

Безусловно, мое описание достаточно поверхностно, но я постарался передать суть. Как уже было сказано, роль продюсера универсальна. Она всегда определена выбором, опытом и готовностью отвечать за принятые решения. И если копнуть глубже, то мы все является продюсерами своей жизни, потому что только мы несем за нее ответственность. И это единственный проект, где не стоит ничего делегировать.